Мост через р. Егошиха

 

   Некогда этот мост через Егошиху был единственной артерией, соединявшей Пермь с Мотовилихой. Через него пролегал Соликамский тракт, по нему была проложена первая в Перми трамвайная линия. До появления Северной дамбы он был абсолютно необходим для жизнедеятельности города.

   По словам краеведа Владимира Гладышева, мост через Егошихинский лог задуман был еще при царе. В 1915 году здесь планировалось пустить трамвай. Появились железобетонные быки, одновременно по соседству строилось трамвайное депо, которое существует и сейчас. На фронтоне здания депо — дата окончания строительства, выглядящая символически — 1917 г.         Планам городской управы помешала война, а затем и власть сменилась. Строительство моста возобновилось при большевиках в 1920 году, а завершить его удалось только к 1 ноября 1925 года. В 1929 году по этому мосту был пущен трамвай. К нуждам электротранспорта его приспособили специалисты под руководством профессора В. К. Важинского, преподавателя Пермского индустриального техникума (ныне — Пермский авиационный техникум). Первая трамвайная линия по маршруту улица Осинская — Мотовилиха составляла 13,2 км, и бегало по линии 11 моторных трамваев. Через год линия была продолжена до станции Пермь-II.

   Но мост через Егошиху был узким местом — в прямом и переносном смысле. С самого начала вызывали сомнения как ширина улочки, ведущей к нему, так и размер самого мостика. Даже ставился вопрос о создании еще одного моста — для гужевого транспорта. «Узким местом» был крутой подъем на Горки, да вдобавок резкий зигзаг, поворот маршрута на этом участке. Линия на всем протяжении была двухколейная, но на мосту двухколейный путь в тех условиях «было невозможно продолжить» (из технического обоснования). Встречным трамваям приходилось пережидать друг друга.

   По воспоминаниям жителей Мотовилихи, заставших Трамвайный мостик в действии (например, писателя Леонида Юзефовича), поездка на трамвае «в город» была целым путешествием. Дело доходило до того, что трамвайное управление просило власти закрыть движение через мост, потому что «конный и гужевой транспорт вызывает заторы и аварии». В октябре 1930 года местная газета писала:

«…За последнее время ежедневно вагоны трамвая застают на Егошихинском мосту крестьянские подводы. Лошади, испугавшись трамвайного вагона, бросаются во все стороны, в результате получается поломка телег, мостков, загрязнение водостоков и задержка вагонов».

   Трамвай ходил по мосту до конца 1950-х. А в 1959 году открыли движение по Северной дамбе, и активное движение по мостику прекратилось.

www.newsko.ru/ 

 

По материалам предоставленным Пермской государственной ордена "Знак Почёта"  краевой универсальной библиотекой им А. М. Горького

Современное фото: Э.В. Загуменных

Реперная суперимпозиция: Д.В. Загуменных

Комментарии: 0
Яндекс.Метрика